Электронный журнал с информацией в сфере финансов, права и бизнеса

ГДЕ НА РУСИ БИЗНЕС СТРОИТЬ ХОРОШО

В данной статье мы хотим изложить информацию о видах и преференциях зон льготного налогообложения на территории Российской Федерации. 

В настоящее время в России существуют следующие виды зон льготного налогообложения:
  1. особые экономические зоны;
  2. зоны территориального развития (ЗТРы);
  3. территории опережающего социально-экономического развития (ТОРы);
  4. специальные административные районы на территории Калининградской области и Приморского края;
  5. свободная экономическая зона в Республике Крым и Севастополе;
  6. региональные инвестиционные проекты на Дальнем Востоке;
  7. индустриальные технопарки, технопарки и технопарки в сфере высоких технологий;
  8. ИЦ "Сколково".
Рассмотрим каждую из этих зон в срезе предпринимательской заинтересованности на предмет возможности участия в проектах и предоставляемых соответствующей зоной льготах. 

1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

В соответствии с Законом об ОЭЗ на территории РФ могут создаваться только следующие типы ОЭЗ:
  1. промышленно-производственные ОЭЗ;
  2. технико-внедренческие ОЭЗ;
  3. туристско-рекреационные ОЭЗ (с 2006 г.);
  4. портовые ОЭЗ (с октября 2007 г.).
На основании ч. 1 ст. 9 указанного Закона резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), которая:
  • зарегистрировалась в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;
  • заключила с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ в порядке и на условиях, предусмотренных названным Законом.
Исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ резидент промышленно-производственной ОЭЗ осуществляет в данной зоне:
  • промышленно-производственную деятельность (производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию);
  • деятельность по логистике (оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров).
Для организаций - резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль (не выше 13,5%), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ.

Условие для применения этой ставки - ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами этой территории.

2.ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 

Зона территориального развития — часть территории субъекта РФ, резидентам которой предоставляются меры государственной поддержки в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику (далее – ЗТР).

Зона территориального развития создается на срок 12 лет. Перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития утвержден постановлением правительства российской федерации от 21 декабря 2016 г. N 1415:
  1. Республика Адыгея;
  2. Республика Алтай;
  3. Республика Бурятия;
  4. Республика Дагестан;
  5. Республика Ингушетия;
  6. Кабардино-Балкарская Республика;
  7. Республика Калмыкия;
  8. Карачаево-Черкесская Республика;
  9. Республика Карелия;
  10. Республика Северная Осетия – Алания;
  11. Республика Тыва;
  12. Чеченская Республика;
  13. Забайкальский край;
  14. Приморский край;
  15. Ивановская область;
  16. Кировская область;
  17. Курганская область;
  18. Магаданская область;
  19. Мурманская область;
  20. Еврейская автономная область.
Ключевыми льготами для резидентов ЗТР являются:
  • предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов с участием резидентов;
  • создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
  • предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам.

3.ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

Территория опережающего социально-экономического развития – это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа (далее - ТОР или ТОСЭР).

К моменту вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"  установлены базовые пункты ТОСЭР: 
  • несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ; 
  • каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим; 
  • регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов; 
  • свободный таможенный режим; разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.
Также законодательно установлено, что на каждой ТОСЭР учреждена управляющая компания, которая отвечает за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства. ТОР может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономического развития. 

Налоговые льготы и преференции распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития. ТОР в России создается на срок до 70 лет с возможностью продления срока. В течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента 

Теперь о льготах подробнее:
  • налог на добавленную стоимость: для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Налогоплательщики ТОР получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании – в декларации при этом обязательно указать право на возмещение НДС. Коммерческие фирмы, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога. Ставка налога в региональные бюджеты - 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие  -  в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять – не больше 10%;
  • страховые и пенсионные взносы: для резидентов ТОР законодательно установлены пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд (6%), в Фонд социального страхования (1,5%), в Фонд обязательного медицинского страхования федерального уровня (0,1%). Всего получается 7,6%. Этот пониженный тариф вводится сроком на 10 лет.

4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Зарегистрировать компанию в специальных административных районах - остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области - могут иностранные организации. Им предоставят статус международной компании при выполнении ряда условий. Например, иностранная организация должна:
  • вести деятельность на территории нескольких государств, в том числе России;
  • инвестировать в Россию минимум 50 млн руб. в течение полугода с даты регистрации международной компании;
  • быть создана в государстве - члене или наблюдателе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) или члене Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма (Манивэл).
Чтобы международная компания могла воспользоваться налоговыми преимуществами специальных административных районов, ей нужно получить статус международной холдинговой компании. Для этого она должна одновременно соответствовать таким условиям:
  1. иностранная организация, на основе которой была образована международная компания, создана до 2018 года;
  2. контролирующие лица иностранной организации, на основе которой была создана международная компания, стали таковыми до 2017 года;
  3. международная компания не позднее 15 рабочих дней со дня ее регистрации в РФ представила в свою налоговую инспекцию следующие документы и сведения:
    • финансовую отчетность иностранной организации за последний завершившийся до даты регистрации финансовый год;
    • положительное аудиторское заключение;
    • сведения о контролирующих лицах международной компании.
Отметим, что контролирующих лиц для международных компаний определяют по-особому. Таким лицом признается гражданин или юридическое лицо, доля участия которого в этой международной компании более 15%. Для физических лиц эта доля определяется совместно с супругами и несовершеннолетними детьми. Когда условие о доле не соблюдено, лицо все равно может быть признано контролирующим, если контролирует организацию в своих интересах или интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

Перечислим ряд налоговых преимуществ, которыми могут пользоваться структуры с международными холдинговыми компаниями в составе:
  • дивиденды, полученные международной холдинговой компанией, будут облагаться налогом на прибыль по нулевой ставке. Для этого должен выполняться ряд условий. Так, на день принятия решения о выплате дивидендов международная холдинговая компания должна непрерывно владеть на праве собственности в течение не менее чем одного года не менее чем 15-процентным вкладом в уставном капитале организации, которая выплачивает дивиденды;
  • дивиденды, которые выплачены международной холдинговой компанией иностранным лицам, будут облагаться налогом на прибыль по ставке 5%. Для применения этой нормы также установлен ряд условий. Например, международная холдинговая компания на дату выплаты дивидендов должна быть публичной компанией;
  • доходы от продажи акций или долей участия в российских или иностранных организациях, которые получает международная холдинговая компания, будут облагаться налогом на прибыль по нулевой ставке. Для этого также должен выполняться ряд условий;
  • прибыль международной холдинговой компании не будет учитываться при расчете прибыли контролирующего ее лица;
  • международная холдинговая компания не должна будет учитывать в своей налоговой базе прибыль ее контролируемых компаний. Для этого необходимо будет также выполнить ряд условий.
Закон, устанавливающий налоговые преимущества, уже вступил в силу.
Нововведения, касающиеся налога на прибыль, начнут действовать с 2019 года.

5. СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И СЕВАСТОПОЛЕ

В Свободной экономической зоне в Крыму (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя")(далее – СЭЗ) утверждено 2 типа налоговых льгот: 
  • общие льготы для ИП и других организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Севастополя и Крыма. 
  • льготы для резидентов СЭЗ. 
  • что касается резидентов, по закону о свободной экономической зоне в Крыму для них вводятся следующие условия: 
  • пониженные ставки налогообложения на прибыль для предприятий: в отношении основных средств применяется повышенный амортизационный коэффициент. 
  • налог на имущество организаций (на протяжении 10 лет он равняется нулю);
  • налог на добавленную стоимость (в том случае, когда товары проходят таможенные процедуры в границах свободной таможенной зоны, для резидентов вводится льготное налогообложение);
  • земельный налог (в течение первых 3-х лет деятельности резиденты его не уплачивают. Существенное снижение страховых отчислений. Их суммарный размер в течение первых 10-ти лет деятельности составляет 7,6 %);
  • налог на прибыль (с момента получения первого дохода со своей деятельности участники СЭЗ не будут отчислять налоги в федеральный бюджет в течение 10 лет. А вот для тех налогов, что уходят уже в региональный бюджет, действует пониженная налоговая ставка, которую устанавливает непосредственно государственная власть Севастополя и Крыма - законодательство закрепляет за ней такое право. Однако ФЗ вводит ограничение на максимальный ее размер. Вот как все вышесказанное выглядит в цифрах: Первые три года своей деятельности резиденты уплачивают в региональный бюджет налог на прибыль 2 %. Четвертый-восьмой год деятельности - 6 %. С девятого года деятельности - 13,5 %);
  • имущественный налог (налоговая ставка равна нулю на срок 10 лет, но имущество должно быть создано/куплено/расположено только для осуществления деятельности в границах СЭЗ. Срок отсчитывается с месяца, когда указанное имущество было принято на счет организации);
  • страховые выплаты (размер страховых отчислений для СЭЗ равен 7,6 % на срок 10 лет, но льгота прописывается только для тех участников свободной экономической зоны, которые подписали договор на участие в СЭЗ не позже 3-летнего срока с даты ее создания в Крыму).

6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" в России были созданы правовые основы особого налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов. При этом действие особого налогообложения распространяется только на производство товаров и только на территории одного из следующих субъектов Российской Федерации: Республика Бурятия; Республика Саха (Якутия); Республика Тыва; Республика Хакасия; Забайкальский край; Камчатский край; Приморский край; Хабаровский край; Амурская область; Иркутская область; Магаданская область; Сахалинская область; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ.

7. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОПАРКИ, ТЕХНОПАРКИ И ТЕХНОПАРКИ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

"Технопарк" - имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5 000 кв. м. Резидентами технопарка являются малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы и иные объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства..." 

"Промышленный или индустриальный технопарк" - совокупность объектов транспортной, коммунальной и технологической инфраструктуры, предназначенных для выпуска субъектами промышленной деятельности ранее не производимой ими промышленной продукции и (или) промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и управляемых управляющей компанией 

"Технопарк в сфере высоких технологий" - управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, зданий, строений, сооружений и оборудования, предназначенный для обеспечения полного цикла услуг по размещению и развитию инновационных компаний, являющихся резидентами технопарка, а также запуска и выведения на рынок высокотехнологичной продукции, услуг и технологий, в том числе за счет территориальной интеграции с научными и (или) образовательными организациями 

Все эти три вида технопарков получают, как минимум, субсидии из бюджета РФ, которые предоставляются в целях возмещения затрат субъектов РФ на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов коммунальной, технологической и транспортной инфраструктуры, а также зданий, строений и сооружений, предназначенных для резидентов индустриальных парков, технопарков и технопарков в сфере высоких технологий, государственной и (или) частной формы собственности. Также субсидии могут выделяться и из бюджетов субъектов Федерации (например, Постановление Правительства Москвы от 20 апреля 2012 г. N 152-ПП (в ред. от 27 декабря 2016 г.) "Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Москвы организациям, осуществляющим на территории города Москвы деятельность в сфере промышленности". 

При этом субъекты Федерации могут предусматривать для резидентов таких технопарков пониженную ставку по налогу на прибыль организаций (например, 13,5% по НПО в Москве в соответствии с Законом г. Москвы от 7 октября 2015 г. N 52 (в ред. от 23 ноября 2016 г.) "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - субъектов инвестиционной деятельности, управляющих компаний технопарков и индустриальных (промышленных) парков, якорных резидентов технопарков и индустриальных (промышленных) парков"). Причем, как видно уже из названия Закона Москвы, льготная ставка распространяется далеко не на всех резидентов технопарков, при этом включая в получателей льготы управляющие компании.

8. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО»

Резидентом Инновационного центра «Сколково» (далее – Сколково), в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково",  могут быть только юридические лица. Статус резидента Сколково присваивается компании сроком на 10 лет.

На льготы могут претендовать только те компании, которые применяют общую систему налогообложения. Компании на специальном режиме налогообложения, например, «упрощенке» или патентной системе налогообложения, не смогут применять налоговые льготы: специальный режим налогообложения сам по себе не предусматривает уплату ни НДС, ни налога на прибыль организаций, ни налога на имущество организаций.

Подробнее о льготах и возможности их получения:

1. Налоговые льготы по ндс
Резидент Сколково имеет право на освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет со дня получения им статуса резидента Сколково. Сейчас стандартная ставка НДС в России – 18%. Но принятые поправки в Налоговый кодекс увеличат ставку до 20 % уже с 01.01.2019 года.
Резиденты Сколково в рамках этой льготы не освобождаются от уплаты только так называемого «ввозного» НДС – налога, который уплачивается при ввозе товаров на территорию РФ.

2. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций
Резиденты Сколково в течение 10 лет со дня получения статуса резидентов имеют право не платить налог на прибыль организаций, если годовой объем выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав не превышает 1 млрд. руб. Сейчас стандартная ставка налога на прибыль в России составляет 20 %. Со 100 рублей прибыли резидент Сколково экономит 20 рублей неуплаченного налога, которые он может реинвестировать снова в бизнес

3. Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
Резиденты Сколково освобождаются от обложения налогом на имущество организаций. Не подлежит налогообложению как движимое, так и недвижимое имущество.

4. Льготы по уплате страховых взносов
На резидентов Сколково распространяются пониженные тарифы страховых взносов. Тарифы страховых взносов для резидентов Сколково:
  • на обязательное пенсионное страхование – 14 %.
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %
  • на обязательное медицинское страхование – 0 %.
5 Льготы по уплате таможенных платежей
Если резиденты при ввозе товаров пользуются услугами таможенно-финансовой компании Сколково, то они получают право на возмещение затрат по уплате таможенных платежей. Чтобы воспользоваться льготой, резидент должен заключить договор с фондом Сколково о возмещении затрат и договор с таможенно-финансовой компанией Сколково об оказании услуг таможенного представителя. Льгота не применяется в отношении подакцизных товаров.

Резидентам Сколково возмещаются затраты на уплату ввозной таможенной пошлины и ввозного НДС. Затраты возмещаются в виде субсидий. Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС, а ввозной НДС рассчитывается как произведение ставки налога на сумму таможенной стоимости и таможенной пошлины.

Описание зон льготного налогообложения, изложенное в настоящей статье, является кратким, без указаний всех нюансов так называемых «входных билетов» и полных перечней условий получения налоговых льгот. Если Вас заинтересовала какая-то конкретная из вышеуказанных зон – мы всегда готовы проконсультировать обо всех аспектах осуществления деятельности на ее территории.

Пользуясь нашим ресурсом, Вы получите

  • доступ в информационную систему АКГ АИП
  • доступ к кейсам и инструкциям
  • доступ к вебинарам
  • скидки на семинары

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
СТАТЬ ПОДПИСЧИКОМ
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Журнал имеет свидетельство о регистрации
средства массовой информации (СМИ).
+7 (495) 236-77-50
info@fpr-journal.ru